цифровую печать, копию уже нарисованного или полностью оригинальную работу можно заказать здесь.

полную галерею моих работ в одном месте можно посмотреть здесь.

понедельник, 18 августа 2014 г.

Месяцеслов

народный месяцеслов
"Годовой Круг" ("The Yearly Circle"), графика, digital coloring.

Очередной проект дизайна футболки (см. те, что были до этого 1, 2 и 3).
Имитация тамбурного шва и плюс некоторой, в противоположность предыдущей моей работе,  "пышности", присущей народному искусству Севера.
Посередине - известное изображение "круга" или "месяца", прославленное Г.П. Дурасовым:


«Круг» состоит из цветка — «солнышка» и описанного вокруг него незамкнутого кольца—«месяца», от которого, надо полагать, узор и получил свое название. Лепестки в «солнышке» чередуются с веточками. 
...
В русских загадках мы встречаем образы древа жизни, сходного с нашим «солнышком»:

Выросло дерево 
От земли до неба; 
На этом дереве 
12 сучков. 
На каждом сучке 
По 4 кошеля .

Год сравнивается со столбом до небес и с «брусом во всю Русь»:

Пал брус 
Во всю Русь;
В этом брусу 
12 елок. 
В каждой елке 
4 вершинки 

Важно также напомнить, что, по древнеславянским поверьям, у солнца 12 царств. Каждым из них владеет один из его сыновей, живущий в звездах . В славянских курганах найдены подвески, отдаленно напоминающие наши вышивки: с крестом-солнцем либо солнцем и месяцем в центре и расположенными вокруг него 12 лепестками, возможно, обозначающими месяцы года .
Напрашивается сравнение «месяца» с нанесенными на него делениями с широко бытовавшими в русской деревне у русского населения Севера и Сибири резными деревянными календарями. Это квадратные или шестигранные бруски. Каждый день на них обозначен зарубкой. Напротив знаменательных и праздничных дней поставлены соответствующие знаки, среди которых есть и круг с крестом внутри.

В основу резных календарей и нашей вышивки мог быть положен один принцип.
...
мы наблюдаем значительную трансформацию узора, но все же следует отметить стойкость его основных элементов: «солнце» + «месяц». На этой более древней основе, надо полагать, и сложился шитый месяцеслов.
...
В русских преданиях говорится, что при повороте солнца с зимы на лето наряжается оно в праздничный сарафан, кокошник и едет в теплые страны . 8 апреля (...) считается в народе днем встречи солнца с месяцем. Добрая встреча — стоит ясный день и ожидается хорошее лето, худая — ненастье и плохое лето . На Иванов день солнце, по поверью, выезжает из своего чертога к месяцу. Оно пляшет и рассыпает по небу огненные лучи. Этот день считается днем брачного союза между солнцем и месяцем . Среди жителей Каргопольского района можно услышать и о несколько иной связи между солнцем и месяцем: их называют еще сестрой и братом . На ряде подвесок-лунниц мы видим все ту же схему креста (солнца) и описанного вокруг него месяца . ...

В языческих религиях солнце и месяц почитались покровителями брака , и, надо полагать, именно поэтому в доме, где празднуется свадьба, можно еще увидеть на кровати новобрачных «подвес», шитый «кругами» . Напомним, что в русской свадебной лирике жениха и невесту величают «светлый месяц» и «красно солнышко» , «князем» и «княгинею» . "

Согласен, конкретное прочтение данного узора Дурасовым не лишено некоторых несуразностей. Так, лично мне непонятно, почему праздники солнечного календаря отмечены не на той части узора, которая "солнце", а на той, которая "месяц". Что-то здесь определенно не вяжется... Однако, утверждать, вслед за Л.С. Клейном, о том, что все это высосано из пальца, я бы не стал. Это, определенно, календарь, в подтверждение чего Дурасовым приведены этнографические данные о том, что он осознавался "пользователями" конкретно в этом его качестве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий