цифровую печать, копию уже нарисованного или полностью оригинальную работу можно заказать здесь.

полную галерею моих работ в одном месте можно посмотреть здесь.

вторник, 27 мая 2014 г.

Даждьбог

Даждьбог
"Дажьбог" ("Dazhbog") ,акрил, иконная доска (Acrylic on board (24 cm x 27 cm))

Решил еще раз поэксплуатировать как тему двоеверия, так и тему иконописи (очевидно, навеяло материалом: от тещи-игуменьи дома завалялась пара уже загрунтованных иконных досок. Одну скинул с подоконника кот и она разбилась, а на другой я написал вот это).  

Источники Образа:
* статьи Л.А. Зарубина (см., например, http://www.arcticland.veles.lv/zarubin/1971/index.htm) про изображения солнца и двух зорь по бокам (их птичьи головы - это уже мое, авторское. насколько мне известно, зори с птицами особо никак не связаны (мой прошлый опыт с Солнцем и двумя Зорями см. здесь));
* и книга М.Л. Серякова "Дажьбог, прародитель славян" (княжья шапка, 12 птиц, 3 креста, волки, меч - это все оттуда).

Про Д. по сути известно всего 4 вещи:


1. Вставка в перевод отрывка из "Хроники" Иоанна Малалы, где на месте греческого Гелиоса (в оригинале) стоит «царь-солнце, царь, сын Сварогов, Даждьбог»
2. По ПВЛ он входил в состав пантеона Владимира (может быть еще его место в перечне божеств (Отсутствие союза "и" между ним и Хорсом и соседство со Стрибогом) что-то значит, а может - и нет);
3. В СПИ "Даждьбожьими внуками" названы то ли князья, то ли русичи в целом;
4. В придачу две поздние (ХIX) украинские песни: в одной с Д. встречается свадебный князь, в другой - Д. посылает соловья замкнуть зиму и отпереть лето.

И это вообще всё, что нам более или менее известно про Д.,
причем это "всё", сравнительно с другими божествами, еще не так уж и мало (возможно, сюда же можно приплести еще и Дабога из сербской сказки - царя на земле в противоположность богу на небе).
Любые выводы, сделанные на основе, можно легко как поставить под сомнение, так и вовсе опровергнуть, - как все вместе, так и по отдельности. Боюсь, что до истины нам уже не добраться. К счастью, наука, несмотря на расхожее мнение, не занимается поиском "истины" в принципе. Все, что делает наука, - это находит наиболее вероятное (с как можно меньшим числом натяжек и допущений). И, имхо, несмотря на всю критику, наиболее вероятным до сих пор является то, в чем относительно Д. сходятся  различные популярные издания (солнечная природа Д., его связь с княжеской властью и проч.). 

От себя добавлю, что, для реконструкции образа Д., очень велико искушение использовать позднейшего Св. Юрия/Егория (по всей видимости, родственность этих образов следует из украинской песни про замыкание зимы и отмыкание лета), - а все описания Д., в которых вам встретятся упоминания про связь Д. с плодородием или даже связь Д. с волками, основаны как раз на этом предположении: Дажьбог => Св. Егорий/Юрий. 
Тут важно понимать, что если принять эту версию, то в мифологии восточных славян становится лишним такой персонаж, как Ярила в качестве одного из высших божеств. Ибо Образ Я. также реконструируют из того же св. Юрия/Егория - и в таком случае непонятно, чем особо отличаются Я. и Д., и отличаются ли они вообще. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий