Понятно, что жатва - это про еду. Но если отвлечься от забот о хлебе насущном, то жатва - это про убийство и про смерть. И это - универсалия. Сложно избежать ассоциаций с убийством при срезании растений, поэтому тот же серп, например, становится атрибутом мрачных хтонических божеств вроде древнеримского Сатурна или средневековой Смерти.
Вот для примера из одной статьи про символизм серпа в греческой мифологии (а он, кстати, использовался как ритуальное орудие убийства в кровавых жертвоприношениях):
"В основе многих греческих культов лежало представление о сходстве или даже тождестве двух порождений Матери-земли – человека и колоса ... В этой системе координат срезание серпом колоса равнозначно отсечению головы жертвы ...".
Земледелие вообще на поверку - это нечто очень далекое от радужных фантазий вегетарианцев о мире без крови и насилия. Чем больше погружаешься в литературу о древних культах, тем очевиднее становится то, что в архаике земледелие - это про культ Смерти. Я может быть чересчур погрузился во все это за последние дни, но в моем сознании сейчас неолитическая революция приобрела довольно зловещие ассоциации. Охота казалось бы - это тоже убийство ради пропитания, но в земледелии еще и добавляется мрачного символизма от земли: земля как могила, например, или черный цвет как цвет земли. В общем вряд ли кто-то возьмется утверждать, что хтонические культы по своей природе - светлые и возвышенные. Явно ведь с точностью до наоборот. Поэтому нам в принципе не нужно никакого искусственного сатанизма. В язычестве эту нишу с успехом занимает культ богов и богинь земледелия. Время уборки урожая - как средоточие "хтонического". Серп - как символ и урожая и убийства одновременно.
См. предыдущий вариант того же самого образа.
✸✸✸
⁂ мой канал в телеграм, посвященный моему творчеству и славянской мифологии - t.me/slavicmythology
⁂ мой новый канал в телеграм, посвященный древнейшей истории и мифологии человечества - t.me/coremythology
Комментариев нет:
Отправить комментарий