цифровую печать, копию уже нарисованного или полностью оригинальную работу можно заказать здесь.

полную галерею моих работ в одном месте можно посмотреть здесь.

пятница, 20 февраля 2015 г.

22 февраля русские празднуют проводы зимы

праздник масленица
"Масленица" ("Slavic Farewell to Winter"), графика, digital coloring

Завтра в России отмечают проводы зимы.
Вот и я отмечусь этим небольшим рисунком к столь знаменательной дате. :)
Причем, в процессе рисования я приложил поистине титанические усилия к тому, чтобы здесь был белый фон, как полагается. Ничего не помогло. Темный фон опять победил :)

Насчет ритуального уничтожения чучел-



"Изготовление и последующее ритуальное уничтожение чучел — яркая особенность русских календарных празднеств. Обычно исследователи фокусировали свой интерес на одном из типов игровых календарных похорон и, на основе анализа этнографического материала, предлагали свое толкование смысла обряда. Как ни странно, факт очевидной общности ритуальной модели почти не рассматривался и разным календарным формам давались различные интерпретации. Одно из наиболее популярных толкований календарных проводов-похорон восходит к трудам А.Н. Веселовского. Им была высказана идея о ритуальной реализации мифа об умирающем и воскресающем божестве, представленной в европейских календарных праздниках. Она остается актуальной до сегодняшнего дня. Например, в статье Т. Зиминой, посвященной Семику говорится о том, что в весенне-летних ритуалах «похорон» Костромы/Коструба проявлялась «свойственная земледельческим традициям идея воскресения-умирания божества растительности».

В статье того же автора, посвященной тому же ритуальному действу, но размещенной в другом издании — в энциклопедии «Русский праздник», — использовано иное, не менее распространенное, толкование: «Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождения природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, где Кострома представляет собой символ плодородия; с идеей изгнания из человеческого пространства существ потустороннего мира, к ним относят Кострому как персонажа, который по ряду признаков: женская природа, молодость, черты нежити и т.д. — ассоциировался с русалками». Здесь в одной фразе представлены сразу два принятых в этнографии толкования. Во-первых, — предложенное Д.К. Зелениным толкование русалок как заложных покойников, а весенних проводов-похорон, как воздания им необходимого для их водворения на тот свет ритуала, и, во-вторых, пропповское толкование календарной магии как продуцирующей. В результате получается, что Кострома — изгоняемый символ плодородия. Что странно.

В другой статье энциклопедии, посвященной проводам Масленицы, составленной Н. Сосниной, для толкования уничтожения чучела использована другая, восходящая к Чичерову, идея: «разрушали а затем сжигали в костре, символизируя этим уничтожение всего старого, отжившего и расчищая таким образом, дорогу для нового состояния мира — пробуждающейся от зимней спячки природы».

Как приведенные, так и другие толкования чаще всего исходят из двух оснований. Либо ищется миф, к которому восходит ритуальное действо, то есть — избирается семантическая стратегия, либо определяется прикладная функция ритуала — и тогда избирается прагматическая стратегия: чтобы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода.

Оставив в стороне иронию, выделим главное в этих толкованиях. В случае принятия идеи Веселовского, мы думаем, что люди, осуществляя названное действо, вовлечены в мистериальное переживание гибели Бога или Бога, приносимого в жертву, скорби и плача о нем, оставленности им, и последующего праздника его воскресения/возвращения.

Если же принять толкование Д.К. Зеленина, касающееся, все-таки, лишь одного ритуального комплекса — русальных праздников, то эта обрядовая форма определена потребностью в восстановлении метафизических границ, водворению нечистых душ в потустороннем мире. Перечисляя разные ритуальные проводы (Ярила, Костромы, горюна, весны, чехони), приходившиеся на весеннее-летнее время, Зеленин замечал: «Есть некоторые основания полагать, что тут под разными именами чествуются отдельные русалки и местные заложные покойники».

Толкование В.Я. Проппа основано на идее передачи магической силы от объекта, наделенного ею в полной мере к объекту, который в подобной силе нуждается, или на ритуальном замыкании энергетической цепи, по которой течет сила-энергия.

Толкование В.И. Чичерова, в значительной степени наследующее идеи мифологов, связано с идеей очищения-освобождения от негативного, люстрации, осуществляемой посредством ритуала..."

Адоньева С.Б. Обрядовое чучело: проективный принцип ритуальных практик // Классический фольклор сегодня: материалы конф., посвящ. 90-летию со дня рождения Бориса Николаевича Путилова, Санкт-Петербург, 14-17 сентября 2009 г. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011.

Комментариев нет:

Отправить комментарий