цифровую печать, копию уже нарисованного или полностью оригинальную работу можно заказать здесь.

полную галерею моих работ в одном месте можно посмотреть здесь.

пятница, 11 июля 2014 г.

Знание

"Мать – низко, отец – высоко" ("Mother is at the bottom, Father is on top"), графика, digital coloring.

В качестве эксперимента - никакого подтекста и скрытого смысла. 
Все - налицо. Чисто на символах.
Всего лишь в три цвета, всего лишь в два символа.
Изо всех сил сдерживался, чтобы дальше не усложнять.
Понятно ведь, что здесь нарисовано?


"В славянской мифологии так же известен мотив священного брака неба и земли. Супружество рождающих ипостасей природы упоминается в загадках о земле и небе типа: «Мать – низко, отец – высоко» (русс.), «Высокий тятька, плоская мамка» (польск., серб.). В восточнославянском фольклоре чрезвычайно распространено архаическое обращение к земле и небу, как к отцу и матери, в том числе, в поговорках, заговорах и клятвах. Представления о великих родителях сохранились в следующей заклинательной формуле: «Ты, Небо – отец, ты Земля – мать!». Так, при сборе трав на Ивана Купалу говорили: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» Особенный приговор произносили при сборе трав для лечения от порчи: «Отец-небо, земля-мать, благослови свою плоду рвать!..» [5, С.254]. Для сохранения здоровья траву чернобыльник заплетали в косы и клали их «под Иванову росу» с приговором: «Мать земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!»[5, С.255]. Интересно, что древняя формула «Земля мать, небо отец» использовалась и в заговорах более позднего происхождения, например, заговорах «на подход». Этот тип заговоров применялся для расположения кого-либо (власти, начальства, судьи и т.п.) в свою пользу [9, С.305]. В заключительной части заговоров часто используется формула: «К тем словам небо и земля – ключ и замок», как бы скрепляющая нерушимость произнесённых слов [9, С.272]. Смысловая нагрузка данной фразы отражает древние представления о неразрывности связи великих родителей, их изначальном единстве. «…Мифический вымысел, что небо и земля были отцом и матерью всего существующего на свете, естественно породил легенду, что в древнейшие времена они были соединены, и только впоследствии были разлучены…» [12, С.94].
...
В частности, Л.М. Буткевич пишет: «…Небо-круг…выступает как Бог-творец, выражение Абсолюта, тогда как земля-квадрат – творимое, производное, созданное при посредничестве креста, что вполне соответствует представлениям древности, отражённым во множестве мифов» [1, С.21].
...
При рассмотрении количественного соотношения образов земли и неба, становится очевидной превалирующая роль образа земли. По выражению Тайлора, «…идея о земле как матери гораздо проще и нагляднее и, без сомнения, вследствие этого гораздо более распространена, чем идея о небе, как об отце» [12, С. 95].
... сочетание стихий закреплено в мифологической традиции весьма определённым образом. Небо, воздух ассоциируется с огнём и светом, проявляющимися в свечении, белизне, яркости. Л.М. Буткевич упоминает в связи с этим слова В.И.Равдоникас: «Понятие «святости» и вместе с тем «чистоты», «белизны» в первобытном сознании увязывается, как показали лингвистические исследования Н.Я.Марра, с «небом»…» [1, С.20]. Свет (ср.: русс. «Весь белый свет»), яркость, подвижность, «грозность», творческая активность, власть, сила являются качествами, отражающими «мужское начало» неба. Земля, в свою очередь, неразрывно связана со стихией воды, с влагой. «Женское» начало земли выражается в противоположных «небесным» качествах – пассивности, подчинении и слабости по отношению к небу, мягкости и податливости, спокойствии, тьме и влажности. В этой противоположности земли и неба как мужчины и женщины ярко проявляется символика дуальности мира, что отмечает О.А.Воронина: «биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского и женского начала» [10, С.23]. 
Представления о небе-свете и земле-влаге широко распространены в славянском, и особенно в русском, фольклоре, в частности, в виде формул «батюшка-белый свет» и «Мать-сыра земля»"

О.Г.Радченко "Дуалистичность рождающих образов в славянской мифологии"

Комментариев нет:

Отправить комментарий