четверг, 6 марта 2014 г.

Вниз ветвями, вверх кореньями

вниз ветвями вверх кореньями
"Вниз ветвями, вверх кореньями" ("Branches are downwards, roots are upwards"), графика, digital coloring

Попытка отдохнуть от сложных построений славянской мифологии и витиеватости народного искусства, от всего этого художествования "от ума" и обратиться к шаманской первооснове бытия - к первобытным чувствам, центр которых в теле обычно связывают с солнечным сплетением.

Солярный символ здесь представлен кругом, разделенным на четыре части - так я попытался намекнуть на четырехкамерное сердце.

В действительности образ Мирового Древа "вниз ветвями, вверх кореньями" известен нам как по русским заговорам, так  и по описаниям шаманских путешествий у сибирских народов. 
Сам Образ универсален, чрезвычайно глубок и до конца так и не понятен.


Ну, тут, конечно же,  - слово, без вариантов, В.Н. Топорову, который считал образ "Мирового Древа" центральной и основной темой своих исследований:
"Существуют и инвертированные образы Д. м. Вот типичные описания такого Д. м.: "С неба корень тянется вниз, с земли он тянется вверх" ("Атхарваведа") или: "Наверху корень, внизу ветви, это - вечная смоковница" ("Катха-упанишада"), или же в русском заговоре: "На море на Океяне, на острове на Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями". Такие перевёрнутые деревья изображаются в соответствующих традициях на ритуальных предметах. Нередко в ритуале используются и натуральные перевёрнутые деревья [напр., у эвенков по сторонам от шаманского чума, символизирующего средний мир, землю, ставились два ряда деревьев - ветвями вверх (древо нижнего мира), ветвями вниз (древо верхнего мира)]. Не исключено, что образ "перевёрнутого" дерева возникал именно в связи с геометрией нижнего мира, в котором все отношения "перевёрнуты" по сравнению с верхним и средним миром (живое становится мёртвым, видимое - невидимым и т. п.; см. ст. Загробный мир). Характерно, что во время т. н. "шаманских путешествий" шаман, возвращающийся с неба на землю, видит сначала ветви, а потом ствол и корни, т. е. то же "перевёрнутое" дерево. Таким образом, "перевёрнутость" объясняется либо особенностями метрики пространственно-временного континуума вселенной, либо изменениями в позиции наблюдателя. Образ "перевёрнутого" дерева нередко возникает и в более поздние эпохи в индивидуальном мистическом сознании, в живописи и поэзии."







*******
Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ. Рисую нечто новое на заказ. 
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:



Обращайтесь - plastilinmira@gmail.com 

Комментариев нет:

Отправить комментарий