цифровую печать, копию уже нарисованного или полностью оригинальную работу можно заказать здесь.

полную галерею моих работ в одном месте можно посмотреть здесь.

понедельник, 25 февраля 2013 г.

дерево


«Мировое Древо» ("The World Tree"), графика, digital coloring.

Третий рисунок из одноименного цикла (см. 1 и 2), однако надеюсь, что вряд ли последний, - данная тема в славянской мифологии, все-таки, является одной из ключевых
(насчет образа мирового древа настоятельно рекомендую вам прочесть короткую, но очень интересную (практически как и все его исследования) статью Ю.Е. Березкина «Об универсалиях в мифологии»).

Получилось как-то попсово и, может быть, чрезмерно празднично, но здесь уже ничего не поделать, – иногда тоже надо. Постараюсь в следующий раз сделать что-то уже мрачное и суровое, как я люблю. 

А сейчас, по многочисленным (sic!) просьбам зрителей, но исключительно для эксперимента, я постараюсь расшифровать всё, что здесь нарисовано.


Вообще я сознательно стараюсь избегать подобных расшифровок. Мне кажется, что художественные произведения, тем более на выбранную мной тему, должны восприниматься все-таки скорее как-то поэтически, без подключения рассудка. Мифологическая символика - это вещь в себе, и она воздействует на сознание независимо от багажа накопленных нами знаний. Поэтому  объяснение смысла,  вложенного мной в сочетание символов, лишь помешает вам и отвлечет от главного. Но здесь я попробую, тем более, что в данном конкретном случае это очень удобный повод:

Колесница  в  левом верхнем углу – это ни что иное, как Большая Медведица ("Кола","Воз"), - скопировал с оригинальных древних изображений колесницы и, чтобы придать ей сходство с созвездием, затемнил лишние части. Пёс взят из укр. легенды (Б. медведица - это запряженные кони.Черная собака каждую ночь силится перегрызть упряжь и чрез то разрушить весь строй мироздания, но не успевает - перед рассветом бежит к студенцу, чтобы утолить жажду, а тем временем упряжь снова срастается (ср. сказочный мотив - противник героя хочет напиться воды и терпит поражение)).
Правый верхний угол соответствует общеслав. представлениям о ночном небе как о пастбище (ср. рус. загад. «поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» (небо, звезды и месяц)). Причем месяц движется в сторону, противоположную солнцу, согласно распространенным народным представлениям. Там же, между заходящим солнцем и месяцем – Вечерняя Звезда (Венера), третий по яркости из видимых небесных объектов.
Три всадника – это, конечно же, утреннее, полуденное и вечернее солнце, по часовой стрелке (три солнца – см. распространенный мотив народного искусства (ср., например, наличники окон), цвета всадников - из известной сказки про бабу-ягу и Василису). Шесть лучей центральному, «верховному» персонажу я добавил для  дополнительных ассоциаций с т.н. «громовым знаком» (колесо с шестью спицами), - таким образом становится возможным трактовать данный персонаж не только как солярный, но и как громовержца (ср. миниатюру из летописи, где молнии вылетают изо рта солнца). Также здесь я рассматриваю тучи с дождями как первое, самое нижнее, из небес, поэтому Солнце оказывается  на третьем небе (ср.чеш. «slunce skrze troje nebesa svieti»).
Наполовину черная, наполовину белая крона Древа символизирует ночь и день, а также зиму и лето. Девять кабаньих челюстей квадратом – реальный обнаруженный археологами артефакт - славянский культовый дуб. 
В дупле – три  богини судьбы (рожаницы, суденицы, норны, парки etc.). Ритуально подвешенное слева от Древа отсылает к сказкам о Кощее Бессмертном (воздвигается ива (или вечнозеленое дерево), с него свешивается шкура (руно) овцы, внутри него - ... ритуальная последовательность вкладываемых друг в друга зооморфных символов. В начале цепочки символов находится мировое древо, а в конце - долголетие ("год"), или его противоположность - смерть (по Ив.Топ.)).    
Антропоморфная фигура справа происходит от шаманских бубнов и изображает ведуна - искателя тайного знания (ср. Один, висящий на дереве Иггдрасиль, а также мотив святых, висящих на мировом древе в русских заговорах) ). Интересно, что в древности именно ребра считались вместилищем жизненной силы, так что явно увеличенное их количество здесь должно свидетельствовать об особой силе их владельца. 
В центре, конечно, бел-горюч камень Алатырь. Объединен с мотивом замыкания земли на зиму/отмыкания земли весной. Птица с ключом, посланная богом – скорее всего, жаворонок.
Низ рисунка занимает у меня подчиненное положение по сравнению с верхом и поэтому не несет в себе никакой особой символики. От Древа берут свое начало четыре реки, а в корнях его находится Змей (обязательно золотого цвета). 
Хотел еще нарисовать здесь колодец = источник четырех рек и конский череп, как символ жертвы, лежащей в основании мира, но для сохранения подчиненного положения низа в композиции  всё это пришлось стереть.  А жаль – так Змей довольно красиво извивался сквозь глазницы  конского черепа с проросшими сквозь него корнями…  Видимо, это придется оставить на какой-нибудь следующий раз.

3 комментария:

  1. Отлично, Максим.В одной картине так ёмко изложить мифологический образ мира. Можно сказать, что это не картина, а карта архетипов.

    ОтветитьУдалить
  2. да ладно... иногда просто так приятно поумничать ..:) В настоящее время у меня уже есть идея другого Дерева, вообще без всяких деталек. Однако мифологический образ мира, как мне сейчас кажется, там будет раскрыт в разы более полно, чем в этом конструкторе.

    ОтветитьУдалить