пятница, 14 мая 2021 г.

Культ Божьей Коровки

"Культ Божьей Коровки" ("Cult of Ladybird"), графика

Немного похулиганил:
как по смыслу - сыграв на контрасте маленького (насекомое) и большго (храм),
так и по форме - обильным штрихованием шариковой ручкой, как в юности.

Относительно самого кудбта божьей коровки, у нас была на эту тему заметка от Мирослава. Она стоит того, чтобы воспроизвести ее целиком:

Божья коровка.

Предыстория этой заметки такова. В день осеннего равноденствия, после обряда, мне на плечо села божья коровка. Поэтому мне стало интересно, что говорит об этом насекомом славянская мифология.

В энциклопедии «Мифы народов мира» есть статья «Божья коровка». Процитирую из неё небольшой отрывок:

«Мифологическое значение Божьей коровки проясняется из анализа её наименований в разных языках и фольклорных текстах. Наиболее распространённый вариант наименования Божьей коровки указывает на скот, принадлежащий богу или некоему божественному персонажу: рус. божья коровка, болг. божа кравица (кравичка), польск. boza krуwka, литов. dievo karvэte, румынск. vaca domnului [«корова (-ка) бога»], серб.-хорв. бoжja òвчица, нем. Herrgottschдffchen (т. е. «овечка бога»), франц. bête à bon Dieu («животное бога»), poulette à Dieu («курочка бога»). (…) Древнеиндийское название Божьей коровки indragopa («та, чей пастух Индра»)». [3]

«Животное бога»... О других названиях пишет А. В. Гура:

«Систематизация славянских названий божьей коровки, собранных по программе Общеславянского лингвистического атласа, была предпринята С. Утешеным. Он разделяет их на четыре основные группы: 1. названия, восходящие к двум гнездам: от основы +vedronъka, включая имена святых и другие имена, и от основы +pi/nъ/ka, рифмованные с lіnъка/lеnъка (с присоединением к именам Аполлонии, Елены и др.); 2. наименования, возникшие в результате персонификации: названия от основы +mагіа (в том числе самое распространенное южнославянское +bubamara), названия, восходящие к именам святых (+katarinъka, +margetica) и уменьшительные к +іvаnъ, названия, обозначающие лиц женского пола и степень родства (+matinъka, +panenъka, +baba, +nevesta, +malzenъka, +pastušьka), а также названия с семантикой «предсказательница»; 3. названия на основе природных явлений: уменьшительные от основы +slъnьco, от названий скота и домашней птицы, приписываемых богу (+bozьja korvъka, +оvьcіса, +bozьjьvоlъкъ и др.), и названия
по птицам (+ze/g/zulja, +elbedikъ и др.); 4. названия, мотивированные реальными свойствами: наименования по насекомым (+musьka, +morvъka, +komarikъ), по растениям (+abolnьka, +makovъka), по предмету (+korbъka, +kolda, +/s/krinъka) и описательные — по окраске и пятнышкам (+krasьnjavъka, +kropelьnicъka) (...)». [1]

В. Н. Топоров пытался связать божью коровку с «основным мифом», О. А. Терновская — с купальским обрядом, но, сами понимаете, это всё вилами на воде писано. А вот в народных поверьяхи обряды, относящихся к этому насекомому, много интересного:

Во-первых, божья коровка — священна: «Поляки Сандомирской Пущи называют божью коровку «коровкой Божьей Матери» (krówka Matki Boskiej) и считают большим грехом убивать ее (р-н Тарнобжега и Ниско, Wierzch.ME: 202)» ; «(…) кто растопчет божью коровку, у того в семье кто-нибудь умрет (совр. Ивано-Франковская обл., Болыповцы, там же: 107)». [1]

Во-вторых, с её помощью гадают:

О жизни и смерти: «Божья коровушка, Жить ли мне, / Умереть ли мне/ Или нá небо лететь?» (Карелия, Кемский р-н, Поньгома, зап. О. В. Беловой) ; «Зазулинько, дівонько, покажи мені, в котру я буду стороні. Чи туда? Чи туда? Чи туда? Чи я буду жити? Чи я буду гнити?» ; «Зазульо, зазульо, скажи мені дороженьку, в котру я пійду сторононьку. Чи в тую? Чи в землю святую?» (совр. Львовская обл., р-н Бобрки, Gust.PPG: 106). [1]

О свадьбе: «Свадебная тема представлена в распространенных гаданиях с божьей коровкой, когда к ней обращаются с вопросом о предстоящей женитьбе, например: «Катэрынко, душок, / Скажы, гдэ муй жэнышок. / Чы там, чы там?» (Ровенская обл., Дубровицкий р-н, Озерск, зап. автора); «Зозулько, зозулько, у который я пойду бок замуж?» (Ровенская обл., Рокитновский р-н, Каменное, зап. автора); «Jedronka, jedronka, / Gdzie moja zonka? / Су w boru, cy w lesie, / Skad ja Bóg przyniesie?» [Божья коровка, божья коровка, где моя женушка? В бору или в лесу, откуда ее Бог пошлет?] (Белостоцкое воев.,
р-н Тыкоцина, Krc.SBK: 379); «Babko, babko, idz do nieba, / Od plotka do plotka, / Gadaj babusiu, gdzie bede miala chlopka?» [Божья коровка, божья коровка, иди на небо, от забора к забору, поведай, божья коровка, где будет мой мужичок] (совр. Катовицкое воев., Олькушский пов., р-н Славкова, Cisz.LRG: 49); «Калинке-малинке, покажи ми на къде ще се оженя!» [Божья коровка, покажи мне, куда я выйду замуж!] (Болгария, Врачанский окр., Дырманци, БСУ 99:162); «Полет’, полет’, бубамаро, откуда ће доћи сватови» [Полети, полети, божья коровка, туда, откуда прибудут сваты] (Сербия, СМР: 48) ; «Vrazej, vrazej, vrazi, / Kan se bon zenu!» [Божья коровка, божья коровка, наворожи, куда я выйду замуж] (Словения, р-н Зильска, Štrek.SNP 16: 438)». [1]

О погоде: «Барбуха, барбуха, гарэлая бруха! / Ці пень ці калода? Якая заутра пагода? / Як дош, дык сядзі, як пагода — ляці!» — Минская обл., Вилейский р-н, Заозерье, Ляв.ЛЗВР: 93»[1] ; «Андрэйка-калодка, куда паляцiш: унiз цi угору, на дождж цi на пагоду?» (блр.) ; «Patronko, patronko, lec do bozego domku, pytaj sie ojca, matki, czy bedzie na jutro pogodka?» (пол.)[4]; «Коровушка, буренушка, завтра дождь или ведро? Если ведро, то лети, если дождик, то сиди». [2]

О скоте: «Название «божья коровка» корреспондирует с известными в юго-западной Болгарии гаданиями о скоте: снятую «мартеницу» кладут под камень и через несколько дней смотрят, что под камнем, и если там окажутся божьи коровки, это значит, что будут хорошо плодиться коровы». [1]

О посмертной судьбе и о времени: «Ср., например, христианскую перекодировку вопроса о судьбе типа польского «Czy do nieba, czy do piekla?» или польское гадание о времени (перенесенное с гадания по кукованию кукушки) типа «Ora, ora, ile godzin do wieczora?» (...)». [4]

В-третьих, божья коровка — посредник между мирами (что, в свете сказанного выше, вполне закономерно): «Божью коровку роднит с кукушкой (…) посредническая роль между разными мирами — ср., например, обращение к божьей коровке у чехов: «Slunicko, slunicko, kam poletiš — do nebe, neb do pekla?» [Божья коровка, божья коровка, куда полетишь — на небеса или в ад?] (Аф.ПВСП 3: 298)». [1]

В четвёртых, к ней обращаются с просьбами:

О материальном благополучии: «Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба — чёрного и белого, только не горелого» (рус.) ; «Korunko, verunko, ulet` mi do nebicka, dones mi zlateho chlebicka» (чеш.) ; «Boza korovko, de ty sie pasla, daj meni masla» (Покутье) ; «Каровушка, буровушка, атяли бычка, хуть тёлочку, дай малачка целую даёночку» (Брянщина). [4]Такого рода обращения, по-видимому, следует воспринимать не буквально, а как просьбы об урожае, удоях и приплоде скота.

Просят указать путь: «У болгар, кашубов, чехов, в западной Украине обращаются к божьей коровке, когда теряются в лесу: «Okorunko, na keru stranu pujdu?» (чеш.)». [4]

Иногда подобные обращения сопровождаются угрозами («Bedrunko, daj slunko! Jak nedas, utnu ti hlavicku na panskym stolicku» (чеш.). [4]), но это явно не от большого ума — ведь божья коровка священна…

Литература:

1. Гура А. В.Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 492-500. Источник: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gura/02..

2. Капица Ф. М., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учебное пособие. Источник: https://www.profilib.net/chtenie/81083/fedor-kapitsa-..

3. Мифы народов мира (энциклопедия). Божья коровка. Источник: http://www.mifinarodov.com/b/bozhya-korovka.html

4. Терновская О. А.Божья коровка или ночь накануне Ивана Купалы (соотношение микро- и макроструктур) // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. М., 1993. С. 41-55.

Автор - Мирослав Курганский
Специально для СНЯ


*******
Рисую нечто новое на заказ.  Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ. 
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий