пятница, 2 октября 2020 г.

Дизайн вышивки "в славянском стиле" для платья

 

"Дизайн " вышивки в славянском стиле" для платья на Праздник Осеннего Равноденствия" ("Design of embroidery of a dress for the Fall Festival  "in the Slavic style"), графика, digital collage

На самом деле данный дизайн был сделан мною еще весной (кстати, в начале апреля я уже показывал некоторые ранние варианты дизайна) - просто в силу ряда внутренних и внешних причин я публикую его только сейчас. Дизайн был заказан в начале весны  для платья на Осенний Праздник в один из штатов на юге США. Однако из-за ограничений в связи с COVID этой осенью праздник так и не состоялся, поэтому само платье еще делают  - с надеждой на следующий год.

Надо отметить, что разрабатывать данный дизайн я начал в начале весны - как раз во время объявления пандемии и введения в связи с этим разного рода ограничений. Вы же помните, как все начиналось ранней весной? :-) - Довольно жутко было, местами. Это сейчас уже все ко всему привыкли...

Я специально показываю немного разные варианты, чтобы вы могли прочувствовать рабочий процесс, в котором мы, совместно с заказчицей, приходим к чему-то стоящему путем перебора различных промежуточных вариантов. Не факт, что итоговое платье будет именно таким, как показано здесь - это все-таки довольно сложно для ручной вышивки. Я просто предлагаю вашему вниманию те варианты дизайна, которые нравятся мне самому - авторские, но, в то же время, несомненно связанные со славянской культурой. В любом случае, это нечто самобытное, а не банальные три фазы луны или пентаграммы, которые так популярны в современном неоязычестве. Теперь о том, какой смысл я попытался вложить во все это:

Данная работа основана на аутентичных композициях славянского народного искусства. Она отображает архаичные представления о мироздании в славянской мифологии. Во первых, мироздание состоит из трех миров - Верхний (небеса), Средний мир (поверхность земли, где живем мы с вами), Нижний (в славянской мифологии часто выступает в образе вод, моря). Здесь мы, в первую очередь видим образ глобальной богини, отождествляемой с Мировым Древом (что позволяет нам отождествить Её с Матерью-Природой). Эта Богиня-Древо соединяет собою все три мира, что символически изображается в виде трех пар животных, каждая из которых связана со своей сферой мироздания: птицы (Небо), копытные животные (поверхность Земли), змеи (Подземный мир). Это древняя схема Мирового Древа, которую сибирские шаманы изображали на своих бубнах.

Кстати, змеи объединены с образом Яйца, - это указывает нам на идею происхождения всего живого из Нижнего мира, Мира Мертвых (подобно тому, как видимое нами дерево произрастает из невидимого нами - из корней, сокрытых глубоко под землей). Над головой богини, под тройным небосводом, изображены небесные светила славянской мифологии - Солнце в ладье (с Утренней и Вечерней звездами (Венера)) по бокам и Луна. Это архетипический славянский образ "божественной семьи", где Солнце и Луна являются супругами, а звезды - детьми. В основании Богини Природы  изображен ромб: древний символ Земли и Женщины одновременно. 

На груди я попытался отобразить тот же самый древний архетип "Небесной семьи" (Солнце + Луна + Звезды), объединенный с парным образом Священного Оленя - божьего посланца в славянской мифологии. В одной болгарской песне олень описывается так: "На лбу у него солнце сияет, на груди у него месяц; рога у него чистое золото", а в одной русской свадебной песне про оленя поют так: «На правом бедре оленя - молодой светлый месяц, на левом бедре - красное солнце, по всему телу оленя - частые звезды». 

Во всей композиции на многих уровнях женское начало уравновешивается мужским, что помогает нам понять, как устроено мироздание в славянской мифологии. Это так называемые "бинарные оппозиции" (обратите внимание на тех же парных оленей или на общую симметрию изображенного): Верх-Низ, Лево-Право, Солнце-Луна, Небо-Земля, Мужское-Женское - аналог понятия Инь-Ян в восточной философии. Однако Женское, Порождающее Начало является, несомненно, главенствующим и объединяющим всю Вселенную как единое целое.

Ну и насчет цветового решения: красный цвет ("огонь", "кровь","жизнь") является основным в славянской вышевке, но здесь я еще добавил рыжего и желтого, что связано как с "осенним" предназначением платья, так и с тем, что данные цвета наилучшим образом сочетаются с основой из зеленой ткани.


*******
Рисую нечто новое на заказ.  Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ. 
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:


Комментариев нет:

Отправить комментарий