Народное искусство будет и остается основным источником для реконструкции визуальных образов славянской мифологии. Именно благодаря народному искусству различных славянских племен мы можем ощутить тот особый дух, который несет в себе славянская мифология и почувствоватьее собственный уникальный стиль.
Особенно если сравнивать образцы народного искусства с достоверными славянскими памятниками языческих времен.
Однако народное искусство интересно не только в качестве дополнения к последним, - оно, в первую очередь, интересно тем, что славянские мифологические образы предстают здесь не только в многочисленных искажениях, но и в своем развитии.
За полтора тысячелетия развития славянской культуры народное искусство не могло не обогатиться новыми приемами, техниками и областями применения, - как собственного изобретения, так и под влиянием иных народов. Действительно, на дошедших до нас произведениях народного искусства собственно мифологическая символика, в основном уже разрушена, - и тем большего внимания заслуживает то, что все-таки смогло сохраниться до наших дней. То, что некоторые элементы народного искусства: стилевые, композиционные и цветовые паттерны, - смогли дойти до нас через века даже при неосознанном их использовании, на мой взгляд доказывает их принадлежность к самым глубинным слоям "коллективного бессознательного" славянских народов, то есть, к той области, где именно мифы имеют над нами наибольшую власть.
Образцы славянского народного искусства, представленные ниже, отобраны исходя из авторского взгляда на славянскую мифологию как объект художественного творчества. Даже если вы считали себя человеком, к народному искусству равнодушным, - советую посмотреть. Ниже есть совершенно космические образцы.
все картинки кликабельны.
***
Начну с русской народной резьбы и росписи по дереву из коллекции Загорского музея
Русская прялка, 19 в.:
1,2,3 - Вологодская обл., 4 - Архангельская обл.
** | ** | ** |
** | ** | |
+ еще немного с росписью (резные, конечно, архаичнее, но здесь очень замечательная цветовая гамма):
Трехчастные композиции, Россия ("Богиня-мать и прибоги"):
**
| |||||
Образы "Древа Жизни":
Пудожский уезд Олонецкой губернии:
Еще Олонецкая вышивка: Каргопольский уезд Олонецкой губернии: Украинская вышивка ("среднеднепровский канон"): болгарская вышивка (турецкое влияние, конечно сильно, но славянская основа все же остается. и чувствуется):
***
еще болгарская вышивка (http://www.facebook.com/slavicfolklore/photos_stream). Нечто совершенно индейское, очень впечатляет:
+, польская вышивка (тот же источник):
еще (Псковская и Вологодская губернии):
и вновь моя любимая Каргопольская вышивка:
еще разного рода восточнославянская вышивка:
to be continued... ***
русские расписные прялки:
Русская народная глиняная игрушка:
Лешуконская роспись (Архангельская губ.). На любителей, конечно, к числу которых сам я вряд ли отношусь, но мотивы очень и очень архаичны. |
По поводу этого подзора: http://2.bp.blogspot.com/-kTAVBT1db10/URMpekG27CI/AAAAAAAACUo/V3Z3R48Eu1c/s200/pudozh7_tradtextil.jpg
ОтветитьУдалитьЭто изображение надо перевернуть! !!
Да, оно было именно так пришито к кайме уж лет 100 назад. Но значит и в то время мастерица, пришившая его к кайме вверх ногами, не понимала смысла изображённых на нём сюжетов.
Хорошо, что я успела это понять ещё до того, как выпустила книжку - один из чередующихся на этом подзоре мотивов красуется на обложке...
Это так мною названная городцовская композиция - сюжет весьма распространённый в вышивке Олонецкой губернии, но не только. Её следы заметны и в орловском списе.
действительно, изображение нуждалось в перевертывании.
УдалитьСпасибо за подборку потрясающего материала.
ОтветитьУдалитьБлагодарю за потрясающую подборку материала.
ОтветитьУдалитьПоследние два экспоната глиняной игрушки это Абашевская игрушка, сейчас Пензенская область.
ОтветитьУдалить