"Весна, где твоя дочка?"("Spring, Where is Your Daughter?"), графика, digital coloring
"...третий сюжет весенних закличек основан на общности двух мотивов: 1) обращения к «весне» или «весняночке» и 2) вопроса «Где твоя дочка?».
...
Эта закличка открывается обычно обращением «Весна, весняночка» (с возможным удвоением первого слова «Весна, весна, весняночка»), дополненным вопросом «Где твоя дочка?». В черниговских и большинстве записей из других мест упоминается «дочка паняночка», реже в вопросе появляется имя собственное, чаще других — Ульяночка, Улляночка, Вулляночка (гомельские, брянские и киевские записи), Маръяночка, Моряночка, Марина (гомельские и киевские).
ІПА. В ответной части заклички, как правило, сообщается, что «дочка весны» находится где-то поблизости: она сидит в саду и шьет рубаху своему милому или своему сыну, причем в гомельских вариантах сыночек может именоваться Василёчком (Указатель 1, группа ІІІА):
...
Иногда в закличках упоминается и о предстоящей свадьбе «дочки паняночки»:
...
ІІІБ, ІІІВ. Согласно некоторым другим — достаточно редким — записям, «дочка весны" «пасет бычка" и «прядет мычку» (ІІІБ) или «полет в огороде чабёр" (ІІІВ):
...
ІІІГ. Среди весенних закличек, адресуемых «весняночке, есть одна небольшая (20 вариантов), но крайне любопытная группа текстов, бытующих по преимуществу на Черниговщине (см. Указатель 1, группа ІІІГ) . В них у «весняночки" спрашивают о том, где она зимовала. Эти заклички, вероятно, адресованы не «весне", а непосредственно «дочке весны». На это указывает обращение весняночка-паняночка» , второй член которого повторяет уже известное нам по черниговским вариантам называние дочки весны «паняночкой» («Где твоя дочка-паняночка?»). Таким образом, в этих закличках, как и в группах ІПА —ПІВ, речь идет о местонахождении «дочки весны» , однако не о нынешнем, а о предшествующем, т. е. о периоде ее зимовья. В ответной части сообщается, что зимой «дочка-весняночка» пряла кудель:
Весняночка, паняночка, Куделичка, як килочка,
Де ти зимувала? Сосновое денце,
— У садочку на пеньочку Хто не вийде на вулицу —
Куделичку пряла. Болязка на сердце.
[ИИФЭ, оп. 2, д. 170, л. 8, Черниговская обл. Козелецкий р-н]
Весняночка-паняночка, — У лісочку на кілочку
Де ти зімувала? Сорочку пряла.
[ИИФЭ, оп. Здоп., д. 313, л. 151, Полтавская обл.]
Остальные варианты зимних занятий «весняночки» упоминаются окказионально: «у садочку на пенечку квитки вышивала», «вишенки щипала, весны дожидала».
Таким образом, «весняночка» проводит зиму в природной среде, сидя «у садочку на колочку», «у садочку на пенечку», «у садочку на горбочку», «у садочку на листочку», «у садочку на дубочку», «у лесочку на дубочку», «у лесочку на колочку»
...
Эти мотивы заставляют усомниться в исключительной антропоморфности «весняночки» (следующей, как казалось бы, из вышеприведенных текстов, где «весняночка шьет сорочку» или «пасет бычка») и предположить для нее также и иной облик, возможно, орнитоморфный, вполне естественный для круга весенних мотивов и образов (ср. мотивы «весняночка сидит на колочку», «на листочку» и др.) .
* * *
Основные мотивы этих закличек: сезонность появления «весняночки», ее «зимовье», зимнее прядение и пребывание в растительности — находят параллели в весеннем фольклоре славянских народов (прежде всего в восточнославянских купальских, русальных и юрьевских песнях, а также в чешских и моравских песнях, обращенных к Марене, Смерти и др.). В частности, два основных образа весенних закличек, «весна» и «весняночка», мать и дочь, соотносятся с другими парными образами славянского календарного фольклора и мифологии, развивающими оппозицию «старый — молодой», ср. серб. Бадняк — Божич; белорус. Купала — Купалочка; чеш. и словац. Марена/Смерть — «Лето» и др.
Две последние пары широко представлены и в славянском фольклоре. Наиболее близки к весенним закличкам белорусские песни о «купалочке» («Купалинке», «Купале») и ее дочке, которые по количеству вариантов не уступают весенним закличкам (см.: [КП, №№ 172-223]).
Попробуем оценить, в какой мере весенние заклички дублируют купальские песни. Основное сходство определяется идентичными зачинами-вопросами: у «купалочки» («купалинки»), как и у «весны»/«весняночки», спрашивают о том, где она «была» («ночевала», реже — «зимовала», «летовала»)
...
А вот ответы «купалочки» выглядят иначе. При сравнении ответных реплик «весняночки» и «купалочки» выясняется, что купальские песни повторяют весенние заклички лишь отчасти. С одной стороны, в них, как и в закличках, очень популярен мотив пребывания «купалочки» в природной среде. Купалочка отвечает, что она была (ночевала) «у чистым полі сярод жыта», «у густым жыце», садочку», «пад першым снапочкам», «на лужочку», у зялёным лясочку», «пад елкаю», «у бару», «за рекой». На вопрос о том, «где Купала зимовала», она отвечает, что «у запечку, на прыпечку», «зімавала у пер’ечку, а летавала — у зеллечку», «зімавала у бялюсеньким, летаваць буду р зелянюсеньким», «зімавала у крыніцы, летавала у пшаніцы». И хотя песни с вопросом о зимовье купалочки единичны (вероятно, это объясняется тем, что Купала — праздник не весенний, а летний, далеко отстоящий от зимнего сезона), они четко маркируют зимнее пребывание «купалочки» в локусах, связанных с «нижним миром» (в колодце или за печкой).
Как и весенние заклички, купальские песни содержат вопрос о месте пребывания и занятиях «дочки Купалы». Вот здесь заметнее проявляются отличия весенних закличек от купальских песен. Описание занятий «дочки-Купалочки» скорее имеет от¬ношение к весенне-летнему сезону и вполне земным занятиям: «дочка-купалочка» «полет огород», «торгует торги», рвет цветы, вьет венки, «сажает рожу», в то время как характерный для за- кличек мотив «зимнего прядения» в купальских песнях не известен .
Таким образом, мы можем со всей уверенностью говорить о том, что и весенние заклички, и купальские песни содержат в общем-то один образ — образ сезонного духа, воплощенного одновременно как бы в двух ипостасях: "старого" и «молодого», «уходящего» и «приходящего», на некоторое время пропадающего, исчезающего в «нижнем мире», в мире природы и растительности (отсюда вопросы о том, где «была», «ночевала» или «зимовала» весняночка или купалочка), а затем возвращающегося оттуда. Как известно, сезонный дух «появляется» в обрядности фактически любого переходного календарного сезона, к каковым относится и начало весны, и Купала — период летнего солнцеворота, и многие другие праздники годового круга.
...
Тождественность ипостасей «весняночки" и «купалочки" характерна не только для белорусского, но и для украинского фольклора, однако здесь эти образы приобретают «демонический" оттенок, сравни веснянку с купальской песней:
Вылетіла весняночка вчора з вечора, Укропом очи завішала,
А петрушкою рот запхала,
Ріпою зубы накувала.
[Чубинский 1872/3, с. 113, Борзнянский у.]
Купалочка скупалася.
На берези сушилася,
Окропом очи завишала,
Рипою зубы затыкала...
[Гринченко 1899, с. 123, Черниговская губ.]
В других украинских закличках «весняночка» сближается не с «купалочкой», а с некоторыми демоническими персонажами троицко-купальского цикла, прежде всего с русалкой и ведьмой. «Весняночка» в этих песнях летает, сидит на деревьях («весняночка сидит на листочке»), ворует у женщин одежду (т. е. делает то, что обычно совершает русалка), ее проклинают и т. п.:
...
Для сопоставления купальского цикла с весенними закличками небезынтересна еще одна деталь. Имена собственные «дочки весны», известные в весенних закличках (вспомним упоминаемых в них дочку Улъяночку, дочку Марьяночку, дочку Мариночку), частично повторяют имена, которые присваивают в регионах восточной Украины купальскому чучелу — Марина и Ульяна (см.: [Соколова 1979, с. 231]). Вообще же говоря, женские имена с корнем * mаг-/mог- (Марина, Мария, Марена и др.) являются основными фольклорно-мифологическими именами весенне-летнего цикла (подробнее об этом см.: [Иванов, Топоров 1974, с. 199]).
Иными словами, и в белорусском, и в украинском фольклоре «весняночка» оказывается лишь одним персонажем в ряду типологически близких женских фольклорных образов, отличительной чертой которых является их врёменность, сезонность
появления. Такова сама «весняночка», таков ее купальский двойник «Купала/купалочка», а также демонологические персонажи с периодической активностью типа ведьмы и русалки .
..."
Т. А. Агапкина "Этнографические связи календарных песен
Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян"
*******
Рисую нечто новое на заказ. Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ.
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий