"Моя Лунница" ("My Crescent"), графика, digital coloring
Думал было какого-либо рогатого животного внутри "лунницы" расположить, что было бы логично - быка там, например (или даже череп быка), но захотелось начать Новый Год с чего-то милого, домашнего.. Поэтому пусть кот - он так-то тоже вполне ночной и связан со сном. Поэтому вполне подойдет для Месяца.
Вообще
"Фольклорный образ кота чрезвычайно разнообразен[6], он основывается на народных представлениях, связанных с повседневным опытом и наблюдениями за повадками реального животного, а также на комплексе архаических мифологических воззрений, с помощью которых данный опыт интерпретируется. В русском традиционном народном сознании кот/кошка воспринимался как животное, неразрывно связанное с потусторонним миром, из чего вытекают как положительные, так и отрицательные характеристики данного зверька, обнаруживающиеся в фольклоре [7].
Кот/кошка являлся одной из персонификаций домового (по цвету животного определяли «масть» духа дома [8], из-за чего особенно ценились кошки-трёхцветки, они-то точно должны были понравиться покровителю крестьянского двора и семьи). Кот/кошка оказывался тесно связан с духами предков (не случайно местами, где зверек любил находиться, были печь и пороги, символизирующие в традиционной культуре точки пересечения мира людей и потустороннего), мог видеть их и общаться с ними. Выступал в качестве хранителя семьи и дома, отгонял зло и напасти. Вспомним, как в колыбельных изображается кот/кошка: вместе с птицами (символами душ предков) он качает колыбель, заботится о ребенке, защищает его. Также верили, что черная кошка оберегает дом от попадания молнии. Кот/кошка в русской культуре - символ достатка, богатства и благополучия, олицетворение уюта домашнего очага. Зверек был тесно связан с женским миром, с хозяйкой дома (видимо, еще и потому, что женщина в традиционной культуре стояла ближе к потустороннему миру, чем мужчина). Считалось, что убийство кошки/кота является тяжким грехом.
В то же время кот/кошка воспринимался и как ужасающее животное (чему, видимо, способствовал и внешний вид). Вспомним описание кота в загадках, где он соотносится с дьявольским началом: острые когти, глаза, горящие потусторонним огнем. В сказках кот мог выступать в качестве стража границ потустороннего мира (например, кот Баюн), прислужника Бабы Яги, который способен убить или покалечить человека. В кошек превращались ведьмы, а чёрная кошка, перебежавшая дорогу, символизировала неудачу. К тому же в фольклоре кот зачастую изображался как хитрец, лентяй и обжора, т. е. наделялся не самыми привлекательными чертами. Из кошки/кота ведьмы готовили разные вредоносные снадобья, а сам зверек порой зарывался под порогом (верили, что такое жертвоприношение благотворно скажется на увеличении поголовья скота), во время грозы черных кошек выбрасывали на улицу, считалось, что они притягивают молнии.
Таким образом, восприятие кота/кошки, как и их изображение в традиционном русском фольклоре, амбивалентно: это животное постоянно путешествует между миром людей и миром потусторонним, может приносить богатство и благополучие, а может предвещать горе и неудачи, не умирает (представление о том, что у кошки/кота 9 жизней) и приносится в жертву, обманывает и защищает, обкрадывает и охраняет. Кот/кошка противопоставляется собаке, как мир дома противопоставляется миру двора (отчасти уже чужого пространства), а женское начало - мужскому. В образе кота/кошки в русской традиционной картине мира можно обнаружить черты такого универсального для многих культур героя, как трикстер.
...
Современный интернет-фольклор сохраняет народные представления о коте/кошке как о персонификации хаоса. Это животное связано с ночным временем, оно любит бродить после заката, будить людей и не давать им спать, играть с ценными вещами, прятать их или портить, грызть провода, опрокидывать цветы и т. д. Не случайно кота/кошку называют «скот/скотина», «козел/коза», «вражеский агент». Иногда кошку сравнивают с обезьяной за привычку повторять все за людьми, за стремление вскарабкаться повыше и за неуемное любопытство. Некоторые пользователи делятся байками о поразительной глупости котов / кошек и об их феноменальной живучести. Или об эгоизме этого животного, о его подчёркнутом дистанцировании от человека. Также встречаются рассказы о том, как зверек, обезумев или просто из вредности, нанес человеку серьезные раны (вплоть до обращения в больницу). Не остается без внимания современного фольклора и прожорливость котов/кошек, их склонность к воровству продуктов. Что интересно, даже перечисленные негативные характеристики редко (пожалуй, только кроме случаев членовредительства) воспринимаются людьми однозначно плохо, чаще всего они рассматриваются как неизбежное и необходимое зло, вызывают усмешку, а не осуждение.
Таким образом, мы наблюдаем, что в современном русском интернет-фольклоре образ кота/кошки характеризуется широким распространением, он сохраняет как положительные, так и отрицательные характеристики, соотносимые с теми, которые обнаруживаются в фольклоре традиционном. Однако негативных черт становится гораздо меньше, поэтому можно говорить о том, что в современной картине мира кот гораздо слабее соотносится с таким типом, как трикстер, зато все прочнее - с образом хранителя дома, духа дома и семьи. В современной русской культуре уже гораздо меньше говорится о домовом - хранителе дома, люди редко обращаются к нему (как правило, в случаях, если начинает что-то дома не ладиться, или происходит череда странных событий/поломок/пропаж). Зато кот/кошка берет на себя его роль, чем, возможно, и объясняются большая значимость и широкое распространение образа данного животного в современной русской культуре и фольклоре Рунета. Этот зверек всегда чуть в стороне и всегда рядом, он хозяин дома, помогает и защищает, своими не всегда хорошими поступками подталкивает человека к новым свершениям, достраивает, цементирует семью, чья структура в современности является очень хрупкой и неустойчивой. И хотя подобное достраивание животным модели семьи (кот/кошка восполняет наличие или младшего, или старшего поколения) свидетельствует в том числе и о серьезном кризисе семейных отношений, переживаемом современным обществом, можно говорить о сохранении у русского человека потребности в семье, о важной роли в его картине мира семейных ценностей. Кроме того, сделанные наблюдения подтверждают наличие в восприятии окружающего мира человеком XXI века элементов архаических представлений и веры в существование сверхъестественных сил."
Киселёва М. С. "КОТ/КОШКА КАК ПЕРСОНИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДУХА-ХРАНИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ"
*******
Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ. Рисую нечто новое на заказ.
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий