В славянском образе Центра Мира прослеживается связь с женским началом (ср. с тем, что в центре трехчастной композиции преобладает богиня, а не бог). Так, в русской языковой картине мира главный и наиболее сакрально ценный объект обозначается с помощью термина «мати» (ср. знаменитые слова Олега о Киеве (слово мужского рода !) – «Cе буди мати градомъ русьским» (причем, даже если это калька с греческ. Μητρόπολις, - для нас это сейчас не так уж важно, потому что греческая мифология – это тоже и.е., так что термин «метрополия», по сути, отражает ровно те же самые архаичные представления). В русском фольклоре, «…в духовных стихах о Голубиной книге. Кн.Владимир вопрошает библейского “царя Давыда” об устройстве природных и социальных иерархий: “… А который город городам мати, / А которая рыба всем рыбам мати...” и т.д. И получает ответ: “Расалим город городам мати... Окиян море всем моря мати... Уж и Тит рыба всем рыбам мати...”, так что, по замечанию Г.П.Федотова, “все главы космической и социальной иерархии (град, церковь) именуются матерями. Не отечество и не царство (“царь зверей”), но именно материнство полагается в основу иерархии»[4]. Любопытно, что при описании царства камней, «матерью» называется такой известный маркер сакрального центра мироздания, как камень Алатырь («бел Латырь-камень каменям мати»).
Кстати, вопреки распространенному убеждению, не факт, что название органа «сердце» (см. мой одноименный арт) происходит от «быть расположенным в середине (тела)», - в этом случае данная взаимосвязь должна была быть уже в пранидоевропейском. Возможно и противоположное - этот древний корень для обозначения конкретного анатомического органа – сердца, уже чисто на славянской почве породил ряд ассоциативно связанных с ним абстрактных понятий – «середины, сердцевины чего-л.».
Комментариев нет:
Отправить комментарий