"Перун и Велес" ("Perun and Volos (2020)"), графика, digital coloring
Пришлось добавить "2020", потому что не раз я уже обращался к данной теме "двоебожия" Перуна и Велеса/Волоса (вот, например).
Процитирую СЯМСС, пожалуй:
«…в ранних и наиболее авторитетных текстах явственным образом связаны и вместе с тем синтагматически противопоставлены друг другу Перун и Велес—Волос (…).
Можно вывести такую закономерность, что если в тексте есть имя Велеса—Волоса, то непосредственно до него (или в редких случаях непосредственно после него) встречается имя Перуна 39, т. е. наличие имени Велеса—Волоса имплицирует имя Перуна, но не обратно: Велес -> Велес & Перун.
Контекст, в котором упоминается (косвенно — в генеалогии) Велес в «Слове о полку Игореве», является специфическим и резко отличается от списков богов, которые преимущественно имеются здесь в виду.
Уже в древнейших текстах договорных клятв Перун как бог (без определения) или как свой бог противопоставляется Велесу—Волосу как скотьему богу. Три договорные клятвы (907, 945, 971 гг.) различаются между собой таким образом, что в первой и третьей (соответственно Олега и Святослава) выступают имена обоих данных богов, а во второй клятве (Игоря) — только имя Перуна. Это различие можно было бы связать с тем, что, как полагают некоторые, с Олегом и Святославом клянется Русь вся, а с Игорем клянется только его дружина.
Противопоставление Перуна, как бога дружины, Велесу—Волосу-, как богу всей Руси, подтверждается, во-первых, параллелизмом Перун — оружие, Велес — золото (см. выше), 971 – да имѣемъ клятву отъ Бога, в ньже вѣруемъ, отъ Перуна и отъ Волоса, скотия бога, и да будем злати, якоже злато се, и своимь оружиемь да исѣчени будемъ…
С этим же противопоставлением можно связать и то, что Велес отсутствует в перечислении кумиров, поставленных Владимиром на холме 42 (имеется и целый ряд других текстов, где Велес отсутствует при перечислении богов, включающих имя Перуна). см.: В. Ф. Миллер. «Критическое обозрение» 1879 г., № 2. 42 Поскольку, однако, известно, что в Киеве существовал идол Велеса— Волоса, низвергнутый потом в Почайну, отсюда иногда делали заключение, что этот идол находился не в княжеской — в е р х н е й части Киева (где на возвышенности стояли все другие идолы), а на Подоле — в н и ж н е й (торговой) части города (см.: Е. В. Аничков. Указ. соч., стр. 311). Если принять эту гипотезу, то возникают интересные возможности структурной интерпретации противопоставления Перуна и Велеса не только но отношению к системе RS [имеется в виду «религиозной системе», – М.С.], но и в связи с социальными и пространственными противопоставлениями…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий