"Русалка" ("The Rusalka"), графика, digital coloring
Образ во многом интуитивен, поэтому не хотелось бы расписывать. Ну разве что цветки, которые вырастают из черепа - это т.н. "кукушкины слезки" (ятрышник). Про связь русалок и кукушек я уже говорил недавно.
Вообще, хотел уйти от всех этих распущенных волос, длинных рукавов и прочего ширпотреба. Чего-то мрачного захотелось такого, из мира мертвых.
В итоге напоминает мою "Осень (2017)".
ну вот, все же, мал-мала о том, причем тут, например, кони:
РУСАЛКИ в образе КОНЯ:
"Русалии/русалки в образе коня. Исследователи восточнославянских русалок упоминали об их связи с конем. Л. Н. Виноградова и С. М. Толстая в системном описании русалок отмечали в качестве типичных для русалок мотивы: 1) русалки обнаруживают свое присутствие во ржи характерным конским ржанием;
2) русалки загоняют лошадь до смерти; 3) конь как ипостась русалки (Виноградова, Толстая 1989, 105); примечательны в этом ключе мотивы вытоптанного русалками поля и др. (см.: Померанцева 1975, 73) . В Смоленской губ. местные жители из уважения к празднику русалок выполняли на Розыгры только те работы, для которых не требовалось участие лошадей. Считалось, что в этот день, перед своим уходом обратно в воду, русалки веселятся и «охотно катаются на лошадях, почему крестьяне пускают своих лошадей неспутанными на луг, чтобы русалкам не так легко было поймать их» (Смоленский вестник 1893/53, 4, Поречский у.). Смоленские русалки даже похожи на лошадей: их распущенные волосы напоминают конскую гриву (Миненок, архивные мат-лы). Обыкновение освобождать лошадей от работы на троицкой неделе было известно и пинчукам: примечательно, что вторник этой недели они называли Кинский велыкденъ (ср. отмечаемый на той же неделе в четверг Русалчин Великдень) (Булгаковский 1890, 179, Пинский у.).
Вероятно, в этот контекст можно поставить также поволжский и южнорусский обряд «проводов весны» в Русалкино заговенье, со-стоящий в уничтожении чучела «лошади» (его потоплении, разорении в ржаном поле и под.) (Доброзраков 1853; Минх 1881, 115 и др.). Можно предполагать, что чучело создавалось в Русалкино заговенье «по образу и подобию» того мифологического существа, которому был посвящен этот праздник .
В карпатско-балканском ареале русалии и им подобные существа, появляющиеся в течение троицкой недели (во время Русалий), также обнаруживают разносторонние связи с конем как ипостасью духа/демона, возможно имеющего манистическое происхождение. Упоминавшиеся выше гуцульские няуки, практически полностью копирующие восточнославянских и карпатских русалок, обладали способностью превращаться в коней и «извіукали на кони» (Онищук 1909, 58). В Заечаре (воет. Сербия) во время Русальной недели люди избегали работать в виноградниках, «да не би русал>е на кон>има тресле громче» [чтобы русалии на конях не обтрясали виноград] (КостиЬ 1978, 434). Болгарские самодивы (как мифологический прообраз русалий) имели особую привязанность к лошадям: по свидетельству из Михайловградско, в течение Русальной недели они гуляли вокруг села, заходили в село, резвились среди лошадей, сплетали коням гривы и хвосты (Мицева 1994, 44). У румын Преполовение Пятидесятницы называлось Todorusale: этот сложный хрононим объяснялся тем, что в Преполовение якобы происходила встреча коней св. Тодора, мужских духов, и женских духов русалий (Кабакова 1989а, 161).
..."
Т. А. Агапкина "Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл"
ну вот, все же, мал-мала о том, причем тут, например, кони:
РУСАЛКИ в образе КОНЯ:
"Русалии/русалки в образе коня. Исследователи восточнославянских русалок упоминали об их связи с конем. Л. Н. Виноградова и С. М. Толстая в системном описании русалок отмечали в качестве типичных для русалок мотивы: 1) русалки обнаруживают свое присутствие во ржи характерным конским ржанием;
2) русалки загоняют лошадь до смерти; 3) конь как ипостась русалки (Виноградова, Толстая 1989, 105); примечательны в этом ключе мотивы вытоптанного русалками поля и др. (см.: Померанцева 1975, 73) . В Смоленской губ. местные жители из уважения к празднику русалок выполняли на Розыгры только те работы, для которых не требовалось участие лошадей. Считалось, что в этот день, перед своим уходом обратно в воду, русалки веселятся и «охотно катаются на лошадях, почему крестьяне пускают своих лошадей неспутанными на луг, чтобы русалкам не так легко было поймать их» (Смоленский вестник 1893/53, 4, Поречский у.). Смоленские русалки даже похожи на лошадей: их распущенные волосы напоминают конскую гриву (Миненок, архивные мат-лы). Обыкновение освобождать лошадей от работы на троицкой неделе было известно и пинчукам: примечательно, что вторник этой недели они называли Кинский велыкденъ (ср. отмечаемый на той же неделе в четверг Русалчин Великдень) (Булгаковский 1890, 179, Пинский у.).
Вероятно, в этот контекст можно поставить также поволжский и южнорусский обряд «проводов весны» в Русалкино заговенье, со-стоящий в уничтожении чучела «лошади» (его потоплении, разорении в ржаном поле и под.) (Доброзраков 1853; Минх 1881, 115 и др.). Можно предполагать, что чучело создавалось в Русалкино заговенье «по образу и подобию» того мифологического существа, которому был посвящен этот праздник .
В карпатско-балканском ареале русалии и им подобные существа, появляющиеся в течение троицкой недели (во время Русалий), также обнаруживают разносторонние связи с конем как ипостасью духа/демона, возможно имеющего манистическое происхождение. Упоминавшиеся выше гуцульские няуки, практически полностью копирующие восточнославянских и карпатских русалок, обладали способностью превращаться в коней и «извіукали на кони» (Онищук 1909, 58). В Заечаре (воет. Сербия) во время Русальной недели люди избегали работать в виноградниках, «да не би русал>е на кон>има тресле громче» [чтобы русалии на конях не обтрясали виноград] (КостиЬ 1978, 434). Болгарские самодивы (как мифологический прообраз русалий) имели особую привязанность к лошадям: по свидетельству из Михайловградско, в течение Русальной недели они гуляли вокруг села, заходили в село, резвились среди лошадей, сплетали коням гривы и хвосты (Мицева 1994, 44). У румын Преполовение Пятидесятницы называлось Todorusale: этот сложный хрононим объяснялся тем, что в Преполовение якобы происходила встреча коней св. Тодора, мужских духов, и женских духов русалий (Кабакова 1989а, 161).
..."
Т. А. Агапкина "Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл"
*******
Рисую нечто новое на заказ. Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ.
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий