пятница, 6 сентября 2019 г.

Рожаницы - богини смерти

"Рожаницы" ("Rojanicy"), графика, digital coloring and collage

Как писал у нас Олег Владиславович:
"...фольклорное появление «фей» судьбы у разных славянских народов, которые, ВЕРОЯТНО, могут восходить к Рожаницам: Суженицы, Наречницы, Орисницы, Доля, Среча, Деклицы (ср. имя балтской богини судьбы Деклы). Кем они предстают? Цитирую свою статью (ссылки на источники см. там, 172): «Согласно фольклорным источникам, известно, что это женщины, часто одетые в белое, иногда со свечами в руках и венками на головах, а “чехи верят, что после того, как нашлют глубокий сон на родившую женщину, Богини судьбы кладут ребёнка на стол и решают его судьбу. Обычно являются три Богини, и третья и самая старшая из них – самая могущественная; но упоминаются также одна, четыре, пять, семь или девять, с повелительницей во главе. Их решения часто противоречат друг другу, но что скажет последняя, то и сбудется. Основные вопросы, которые они решают, как долго ребёнок будет жить, будет ли он богатым или бедным и что будет причиной его смерти. Согласно широко распространённому поверью, первая прядёт, вторая отмеряет, а третья обрезает нить, чья длина означает длительность жизни новорождённого”. Подобное представление, известное славянскому народному творчеству (ср. у Пушкина “Три девицы под окном / Пряли поздно вечерком..”), имеет явную параллель в индоевропейской мифологии. 
Богинями судьбы у германцев, согласно “Эддам”, являются три “норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою”. Тот же архетип обнаруживают римские парки и их аналоги – греческие мойры, о которых Гесиод пишет, что их три, что “людям определяют они при рожденье несчастье и счастье”, и о которых также есть представление как о пряхах. При этом роль Рожаниц связана не только с судьбой: они являются также и предками, олицетворяющими прародительниц и дающими особое покровительство женщинам. Это представление также имеет аналоги: “подобным образом римские юноны (защитницы женщин) были первоначально душами умерших, а идизы скандинавской мифологии – духами умерших матерей, которые стали распорядительницами судьбы” <…>, “род и рожденицы казались обличителю идентичными с умершими родственниками”.

Не обращался к данному образу очень давно. Все, что вспоминается - это вот мое старое.
Для яйцеклетки намеренно взял хрестоматийное (Henry Vandyke Carter and Henry Gray "Anatomy of the Human Body" (1918) ) ее изображение.
Придал рожаницам вид  традиционных архаичных русских надгробий, чтобы напомнить о том, что они ответственны не только за рождение (как воспринимаем мы из названия), но и смерти. Впрочем, в славянской мифологии и рождение и смерть - часть Единого Целого.

*******
Рисую нечто новое на заказ.  Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ. 
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:


Комментариев нет:

Отправить комментарий