среда, 20 декабря 2017 г.

Не я сам, но Именем Твоим

"Святки" ("The Yuletide"), графика, digital coloring

Ряженый Славянской Традиции посвящает себя, свое "Я" - Высшему.
То есть, перед нами Священное Безумие как оно есть.
По окружению центральной фигуры опять здесь тема начала ночи и, одновременно, начала нового цикла ("день на прибыль" - зимнее солнцестояние же наступает), утренней/вечерней зари, с утренней и вечерней звездами (Венерой), - все, как объяснял в прошлый раз.
12 коней по кругу символизируют 12 дней Святок - так как в славянской мифологии все динамичное (дни, ночи и сутки, в том числе) кодируется через образ коня (


"Идиома вороного коня в поле не видать(варианты: вороного коня под кустом не видать, серого коня из-за огороду не видно, сивого коня в поле (под кустом) не видать) ‘о наступлении темноты, сумерек’ зафиксирована ТЭ в Лешуконском, Мезенском, Приморском и Холмогорском районах Архангельской области, ср. контексты: Затемнала я у Клавдеи, стало вороного коня в поле не видать (Мез, Дорогорское), Дни коротки, в десять часов сивого коня под кустом не видать (Прим, Лопшеньга), Темнает рано, темнина така сделается – вороного коня под кустом не видать (Прим, Ластола) и др. Ср. также фразеологическую единицу сива коня в поле не видно ‘о быстром наступлении сумерек после Ильина дня (20 июля по старому стилю)’ (Арх: Пин[58]; Влг[59]). Образная основа этих идиом прозрачна, однако интересны переклички с другими фразеологическими выражениями и фольклорными текстами, восстанавливающие пласт представлений о народной картине мира, связанных с символикой коня.

Параллели к названным выше фразеологизмам обнаруживаются в русских народных сказках, где основные временные рубежи суток – рассвет, восход солнца и наступление ночи – связываются с образами трех всадников (соответственно белого, красного и черного), ср.: Скачет мимо Василисы всадник: сам белый, одет в белое, конь под ним белый и сбруя на коне белая, – на дворе стало рассветать; Скачет другой всадник: сам красный, одет в красное и на красном коне. – стало восходить солнце; Едет опять всадник, сам черный, одет во все черное и на черном коне, подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь[60] . Здесь просматривается связь с древнейшим представлением о коне или колеснице солнца (луны), характерным для мифологических систем многих народов (в частности общим для индоевропейцев).

Фразеология народного календаря свидетельствует о том, что образ коня применим не только по отношению к динамике временных промежутков в рамках суток, но и для осмысления смены времен года.
...
Эти выборочные примеры свидетельствуют о том, что образ коня – средство постижения абстрактного представления о движении времени через конкретную пространственную символику (т. е. одна из реализаций универсальной модели «топос» ® «хронос»), это воплощение идеи динамики, перемены, метаморфозы, будь то чередование светлого и темного времени суток, смена времен года или изменения в погоде.
...
Возвращаясь к идиоме, вынесенной в заголовок настоящей заметки, можно предположить для нее исходную мифологическую мотивировку (*прискакала ночь на вороном коне), которая сменилась бытийной – «стало так темно, что не видно (пасущегося в поле) вороного коня»."

http://www.ruthenia.ru/folklore/berezovich6.htm










*******
Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ. Рисую нечто новое на заказ. 
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:

Комментариев нет:

Отправить комментарий