"Перун и Хорс" ("Perun and Khors"), графика, pens
Немного ядреной гиперборейской старины:). На сей раз решил, для разнообразия, попрактиковаться в графике.
Рекомендую прочитать про значение и смысл того, что здесь нарисовано -
В 1590 г. немецкий путешественник Иоганн Давид Вундерер побывал в России. Среди сообщений Вундерера о средневековом Пскове, неизвестных по другим источникам, выделяется следующее: «Перед городом видели мы двух идолов, поставленных в давние времена жрецами, которые им поклонялись, а именно Услада, каменное изваяние которого в руке имеет крест, (и) Корса, который стоит на змее, с мечом в одной руке и огненным лучом в другой. Поблизости от них [виден] полевой лагерь Стефана, который в 1581 г. осаждал Псков, и там же остатки относящихся к нему башен». Большинство историков сочли это известие баснословным или сомнительным, так как речь шла о неких славянских божествах, сохранявшихся будто бы возле крупнейшего города Восточной Европы столетия спустя после принятия христианства.
В наши дни в защиту подлинности сведений Вундерера выступил А. Кирпичников, который (признавая, что Вундерер произвольно назвал виденные им статуи именами, заимствованными из "Московии" Герберштейна) связал его сообщение с найденным в той же местности в конце XIX в. каменным идолом с изображением креста на груди.
Процитирую: "Промежицкая фигура относится к числу каменных антропоморфных изваяний, связанных, в чем нет сомнений, с древнеславянским язычеством. И место находки рассматриваемого идола, и похожий на крест знак на его груди поразительно совпадают с тем, что описал Вундерер. Все это дает основание считать, что рассматриваемая «каменная баба» и является одной из тех языческих статуй, которую немецкий путешественник видел в окрестностях Пскова.
Отличительный признак фигуры — крест — древний символ солнца. Поэтому речь, должно быть, идет о солнечном божестве Хорсе или Дажьбоге...
Опознание одного промежицкого идола свидетельствует в пользу реальности оставшегося неразысканным второго. Изваяние наугад наименовано Вундерером Хорсом, но в нем, судя по находящимся в руках мечу и молнии, узнается высший бог славянского пантеона Перун — творец грома и молнии, небесного огня, одновременно покровитель князя, дружины и оружия...
В качестве непривычной детали скульптуры предстает и змей, согласно Вундереру, попираемый идолом. Такая особенность вовсе не вымысел немецкого путешественника, конечно не знавшего, что она подтверждена индоевропейскими сказаниями и будет обосновываться историками, лингвистами и этнографами. Имеется в виду миф о борьбе бога-громовника со змеем. Змееборцем выступает и «двоеверный» наследник Перуна — Илья Пророк.
Таким образом, описанные Вундерером кумиры, судя по всему, реально существовали и, несомненно, относились к одному капищу, которое условно называем древнепсковским."
Сам я, вслед за Клейном, считаю, что самым вероятным объяснением сведений Вундерера будет то, что виденные им скульптуры относились уже к христианскому культовому искусству, но не суть, - про Перуна и Хорса есть еще одно интересное замечание.
В старом, но, имхо, интереснейшем труде Иванова и Топорова (еще до "основного мифа"!) "Славянские языковые моделирующие семиотические системы" авторы утверждают, что перечни восточнославянских божеств, известные нам по древним источникам (летописям, поучениям против язычества и пр.) составлены не хаотично, но обладают своей собственной СТРУКТУРОЙ, что, в свою очередь, может указывать нам на то, что она является отражением некоей объективной реальности.
Анализ перечней у авторов начинается с основной пары восточнославянского язычества: 1.Перун-2.Велес/Волос, но после этого они приходят к тому, что не менее значимой является пара "1.Перун-6.Хорс" (нумерация божеств - от авторов и произвольная):
"В тех перечнях богов, где имя Велеса отсутствует, на втором месте за именем Перуна следует как правило
имя Хорса, т. е. 1 & 2 -> 1&6 (наличие имени Перуна и отсутствие имени Велеса имплицирует наличие фиксированной последовательности имен Перун, Хорс). Таким образом, начальные части списков богов можно свести к формуле: 1 & 2\/6), т. е. за именем Перуна следует или имя Велеса, или имя Хорса (иначе говоря,Велес и Хорс находятся в отношении дополнительного распределения)...сомнительным было бы отождествление Велеса и Хорса на том
основании, что они находятся в дополнительном распределении в позиции непосредственного следования за Перуном; скорее можно было бы думать, что нахождение Белеса и Хорса на одном и том же месте связано с наличием двух разных традиций (например, локально-этнических). Вместе с тем из приведенных синтагматических данных следует, что и парадигматически Перун был каким-то образом связан с Хорсом и противопоставлен ему."
То есть по источникам, для восточных славян прослеживаются Две традиции:
1. Та, где основными двумя главными богами были Перун и Велес, что все знают;
2. И та, где основными двумя главными богами были уже Перун и Хорс.
Обращайтесь - plastilinmira@gmail.com
Рекомендую прочитать про значение и смысл того, что здесь нарисовано -
В 1590 г. немецкий путешественник Иоганн Давид Вундерер побывал в России. Среди сообщений Вундерера о средневековом Пскове, неизвестных по другим источникам, выделяется следующее: «Перед городом видели мы двух идолов, поставленных в давние времена жрецами, которые им поклонялись, а именно Услада, каменное изваяние которого в руке имеет крест, (и) Корса, который стоит на змее, с мечом в одной руке и огненным лучом в другой. Поблизости от них [виден] полевой лагерь Стефана, который в 1581 г. осаждал Псков, и там же остатки относящихся к нему башен». Большинство историков сочли это известие баснословным или сомнительным, так как речь шла о неких славянских божествах, сохранявшихся будто бы возле крупнейшего города Восточной Европы столетия спустя после принятия христианства.
В наши дни в защиту подлинности сведений Вундерера выступил А. Кирпичников, который (признавая, что Вундерер произвольно назвал виденные им статуи именами, заимствованными из "Московии" Герберштейна) связал его сообщение с найденным в той же местности в конце XIX в. каменным идолом с изображением креста на груди.
Процитирую: "Промежицкая фигура относится к числу каменных антропоморфных изваяний, связанных, в чем нет сомнений, с древнеславянским язычеством. И место находки рассматриваемого идола, и похожий на крест знак на его груди поразительно совпадают с тем, что описал Вундерер. Все это дает основание считать, что рассматриваемая «каменная баба» и является одной из тех языческих статуй, которую немецкий путешественник видел в окрестностях Пскова.
Отличительный признак фигуры — крест — древний символ солнца. Поэтому речь, должно быть, идет о солнечном божестве Хорсе или Дажьбоге...
Опознание одного промежицкого идола свидетельствует в пользу реальности оставшегося неразысканным второго. Изваяние наугад наименовано Вундерером Хорсом, но в нем, судя по находящимся в руках мечу и молнии, узнается высший бог славянского пантеона Перун — творец грома и молнии, небесного огня, одновременно покровитель князя, дружины и оружия...
В качестве непривычной детали скульптуры предстает и змей, согласно Вундереру, попираемый идолом. Такая особенность вовсе не вымысел немецкого путешественника, конечно не знавшего, что она подтверждена индоевропейскими сказаниями и будет обосновываться историками, лингвистами и этнографами. Имеется в виду миф о борьбе бога-громовника со змеем. Змееборцем выступает и «двоеверный» наследник Перуна — Илья Пророк.
Таким образом, описанные Вундерером кумиры, судя по всему, реально существовали и, несомненно, относились к одному капищу, которое условно называем древнепсковским."
Сам я, вслед за Клейном, считаю, что самым вероятным объяснением сведений Вундерера будет то, что виденные им скульптуры относились уже к христианскому культовому искусству, но не суть, - про Перуна и Хорса есть еще одно интересное замечание.
В старом, но, имхо, интереснейшем труде Иванова и Топорова (еще до "основного мифа"!) "Славянские языковые моделирующие семиотические системы" авторы утверждают, что перечни восточнославянских божеств, известные нам по древним источникам (летописям, поучениям против язычества и пр.) составлены не хаотично, но обладают своей собственной СТРУКТУРОЙ, что, в свою очередь, может указывать нам на то, что она является отражением некоей объективной реальности.
Анализ перечней у авторов начинается с основной пары восточнославянского язычества: 1.Перун-2.Велес/Волос, но после этого они приходят к тому, что не менее значимой является пара "1.Перун-6.Хорс" (нумерация божеств - от авторов и произвольная):
"В тех перечнях богов, где имя Велеса отсутствует, на втором месте за именем Перуна следует как правило
имя Хорса, т. е. 1 & 2 -> 1&6 (наличие имени Перуна и отсутствие имени Велеса имплицирует наличие фиксированной последовательности имен Перун, Хорс). Таким образом, начальные части списков богов можно свести к формуле: 1 & 2\/6), т. е. за именем Перуна следует или имя Велеса, или имя Хорса (иначе говоря,Велес и Хорс находятся в отношении дополнительного распределения)...сомнительным было бы отождествление Велеса и Хорса на том
основании, что они находятся в дополнительном распределении в позиции непосредственного следования за Перуном; скорее можно было бы думать, что нахождение Белеса и Хорса на одном и том же месте связано с наличием двух разных традиций (например, локально-этнических). Вместе с тем из приведенных синтагматических данных следует, что и парадигматически Перун был каким-то образом связан с Хорсом и противопоставлен ему."
То есть по источникам, для восточных славян прослеживаются Две традиции:
1. Та, где основными двумя главными богами были Перун и Велес, что все знают;
2. И та, где основными двумя главными богами были уже Перун и Хорс.
*******
Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ. Рисую нечто новое на заказ.
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:
Обращайтесь - plastilinmira@gmail.com
Wow, it's awesome.
ОтветитьУдалить