"Месяц" ("The Moonth"), графика, digital coloring
Нечто нарочито космическое.
Пытался объединить в одно две темы - месяц как меру времени и персонифицированный Месяц - как божество.
Прошу не забывать, что в славянской мифологии Месяц - преимущественно мужского пола (очевидно, из-за фаллической формы полумесяца), в отличие от Солнца - женского рода.
Ну, и здесь я усматриваю определенный прогресс в собственном понимании того, что такое Месяц, да. Мое прошлое изображение месяца - см. "Лунница".
Если вы желаете подробнее узнать обо всех смыслах изображенного здесь, применительно к славянской мифологии, -
"...следует заключить, что девятичного счисления не существовало, а девятичный счет был ограничен и не переходил троекратного рубежа (‘3 Х ’). Этот счет у славян имеет индоевропейские корни. Числительные ‘7’ и ‘9’ у древних индоевропейцев варьируют, поскольку выражают “конкурентные” формы членения временного континуума — в частности, промежутки лунного календаря [Roscher 1904:73].
В древних хронологических системах 28-дневный месяц, состоящий из четырех 7-дневных недель, основывается на смене лунных фаз, а 27-дневный месяц, складывающийся из трех 9-дневных недель, соответствует периоду, в течение которого Луна проходит зодиакальный круг. В целом это противопоставление находит поддержку в современных астрофизических представлениях, согласно которым различают три разновидности лунного месяца [Берри 1904: 66–67; РЭС 2001: 937]:
а) синодический месяц — период смены лунных фаз, равный 29,5306 средних солнечных суток;
б) сидерический месяц — время полного оборота Луны вокруг Земли относительно звезд, равный 27,3217 суток;
в) драконический месяц — промежуток между двумя последовательными прохождениями Луны через один и тот же узел орбиты, равный 27,2122 суток.
“... Куда ни проникает взгляд хронолога, он везде обнаруживает именно лунное счисление в основе первичного календаря” [Идельсон 1925: 93].
Отмеченная Рошером конкуренция двух хронотипов в действительности могла означать противопоставление “фазового” и “звездного” месяцев как хозяйственно-бытовой и ритуально-магической календарных систем. О ритуально-магической природе звездного месяца явственно свидетельствует западнославянская языческая практика, когда коня-оракула в святилище Триглава трижды проводили через девять копий, разложенных на земле.
...
Древнеславянские контексты с упоминавшимися ранее “тридевятью сестреницами” — берегинями или вилами — могут быть родственными ведийской традиции, в которой 27 дочерей бога Дакши, персонифицирующие сидерический месячный цикл, были отданы в жены богу Соме, связанному с Луной, растительностью и влагой. Эти атрибуты присущи и славянским берегиням или вилам, а индоевропейская параллель проясняет их происхождение и функциональность.
Между славянской и ведийской линией здесь слишком много сходного, чтобы оказаться простым совпадением.
...
Ср. в связи с этим любопытное замечание Д. О. Святского [1961: 83–84]: “Старые фольклористы Афанасьев, Квашнин-Самарин и др. еще в 60–70-х годах прошлого столетия считали славянского бога Велеса божеством Луны, но последующие этнографы оставили это замечательное сближение без достаточного внимания, остановившись на Велесе, как только на скотьем боге. “Велес и месяц, — говорил Квашнин-Самарин, — имеют много точек соприкосновения. Рогатый месяц прямо просился в бога скота, загадки даже называют его лысым волом. Пастухи, кочующие в поле, к кому должны были обращаться с молитвой о своих стадах, если не к месяцу? Сравнение месяца с пастырем, а звезд с овцами самое естественное, и действительно употребляется в народе...”.
Олег Ф. Жолобов "Об одном балто-славянском архаизме: ‘3 Х 9’"
Обращайтесь - plastilinmira@gmail.com
Пытался объединить в одно две темы - месяц как меру времени и персонифицированный Месяц - как божество.
Прошу не забывать, что в славянской мифологии Месяц - преимущественно мужского пола (очевидно, из-за фаллической формы полумесяца), в отличие от Солнца - женского рода.
Ну, и здесь я усматриваю определенный прогресс в собственном понимании того, что такое Месяц, да. Мое прошлое изображение месяца - см. "Лунница".
Если вы желаете подробнее узнать обо всех смыслах изображенного здесь, применительно к славянской мифологии, -
"...следует заключить, что девятичного счисления не существовало, а девятичный счет был ограничен и не переходил троекратного рубежа (‘3 Х ’). Этот счет у славян имеет индоевропейские корни. Числительные ‘7’ и ‘9’ у древних индоевропейцев варьируют, поскольку выражают “конкурентные” формы членения временного континуума — в частности, промежутки лунного календаря [Roscher 1904:73].
В древних хронологических системах 28-дневный месяц, состоящий из четырех 7-дневных недель, основывается на смене лунных фаз, а 27-дневный месяц, складывающийся из трех 9-дневных недель, соответствует периоду, в течение которого Луна проходит зодиакальный круг. В целом это противопоставление находит поддержку в современных астрофизических представлениях, согласно которым различают три разновидности лунного месяца [Берри 1904: 66–67; РЭС 2001: 937]:
а) синодический месяц — период смены лунных фаз, равный 29,5306 средних солнечных суток;
б) сидерический месяц — время полного оборота Луны вокруг Земли относительно звезд, равный 27,3217 суток;
в) драконический месяц — промежуток между двумя последовательными прохождениями Луны через один и тот же узел орбиты, равный 27,2122 суток.
“... Куда ни проникает взгляд хронолога, он везде обнаруживает именно лунное счисление в основе первичного календаря” [Идельсон 1925: 93].
Отмеченная Рошером конкуренция двух хронотипов в действительности могла означать противопоставление “фазового” и “звездного” месяцев как хозяйственно-бытовой и ритуально-магической календарных систем. О ритуально-магической природе звездного месяца явственно свидетельствует западнославянская языческая практика, когда коня-оракула в святилище Триглава трижды проводили через девять копий, разложенных на земле.
...
Древнеславянские контексты с упоминавшимися ранее “тридевятью сестреницами” — берегинями или вилами — могут быть родственными ведийской традиции, в которой 27 дочерей бога Дакши, персонифицирующие сидерический месячный цикл, были отданы в жены богу Соме, связанному с Луной, растительностью и влагой. Эти атрибуты присущи и славянским берегиням или вилам, а индоевропейская параллель проясняет их происхождение и функциональность.
Между славянской и ведийской линией здесь слишком много сходного, чтобы оказаться простым совпадением.
...
Ср. в связи с этим любопытное замечание Д. О. Святского [1961: 83–84]: “Старые фольклористы Афанасьев, Квашнин-Самарин и др. еще в 60–70-х годах прошлого столетия считали славянского бога Велеса божеством Луны, но последующие этнографы оставили это замечательное сближение без достаточного внимания, остановившись на Велесе, как только на скотьем боге. “Велес и месяц, — говорил Квашнин-Самарин, — имеют много точек соприкосновения. Рогатый месяц прямо просился в бога скота, загадки даже называют его лысым волом. Пастухи, кочующие в поле, к кому должны были обращаться с молитвой о своих стадах, если не к месяцу? Сравнение месяца с пастырем, а звезд с овцами самое естественное, и действительно употребляется в народе...”.
Олег Ф. Жолобов "Об одном балто-славянском архаизме: ‘3 Х 9’"
*******
Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ. Рисую нечто новое на заказ.
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:
Обращайтесь - plastilinmira@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий