"Вниз ветвями, вверх кореньями" ("Branches are downwards, roots are upwards"), графика, digital coloring
Попытка отдохнуть от сложных построений славянской мифологии и витиеватости народного искусства, от всего этого художествования "от ума" и обратиться к шаманской первооснове бытия - к первобытным чувствам, центр которых в теле обычно связывают с солнечным сплетением.
Солярный символ здесь представлен кругом, разделенным на четыре части - так я попытался намекнуть на четырехкамерное сердце.
В действительности образ Мирового Древа "вниз ветвями, вверх кореньями" известен нам как по русским заговорам, так и по описаниям шаманских путешествий у сибирских народов.
Сам Образ универсален, чрезвычайно глубок и до конца так и не понятен.
Ну, тут, конечно же, - слово, без вариантов, В.Н. Топорову, который считал образ "Мирового Древа" центральной и основной темой своих исследований:
"Существуют и инвертированные образы Д. м. Вот типичные описания такого Д. м.: "С неба корень тянется вниз, с земли он тянется вверх" ("Атхарваведа") или: "Наверху корень, внизу ветви, это - вечная смоковница" ("Катха-упанишада"), или же в русском заговоре: "На море на Океяне, на острове на Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями". Такие перевёрнутые деревья изображаются в соответствующих традициях на ритуальных предметах. Нередко в ритуале используются и натуральные перевёрнутые деревья [напр., у эвенков по сторонам от шаманского чума, символизирующего средний мир, землю, ставились два ряда деревьев - ветвями вверх (древо нижнего мира), ветвями вниз (древо верхнего мира)]. Не исключено, что образ "перевёрнутого" дерева возникал именно в связи с геометрией нижнего мира, в котором все отношения "перевёрнуты" по сравнению с верхним и средним миром (живое становится мёртвым, видимое - невидимым и т. п.; см. ст. Загробный мир). Характерно, что во время т. н. "шаманских путешествий" шаман, возвращающийся с неба на землю, видит сначала ветви, а потом ствол и корни, т. е. то же "перевёрнутое" дерево. Таким образом, "перевёрнутость" объясняется либо особенностями метрики пространственно-временного континуума вселенной, либо изменениями в позиции наблюдателя. Образ "перевёрнутого" дерева нередко возникает и в более поздние эпохи в индивидуальном мистическом сознании, в живописи и поэзии."
*******
Продаю цифровые принты своих готовых работ. Пишу красками копии со своих работ. Рисую нечто новое на заказ.
Пишите e-mail plastilinmira@gmail.com
Большинство моих работ, собранных в одном месте (это очень удобно),
можно посмотреть в социальных сетях:
Обращайтесь - plastilinmira@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий